Дмитрий Михель

ТЕЛЕТЕХНОЛОГИИ, ТЕЛЕСНОСТЬ,

ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

1. Маршалл Маклюэн некогда выдвинул формулу “средство это и есть сообщение”. В каждую историческую эпоху средство (технологический процесс) придает новую форму и перестраивает схемы социальной и личной жизни людей. При этом более важным оказывается не содержание сообщений, а характер средств, которыми можно пользоваться для их передачи. Когда средством сообщения было устное слово, вся реальность выглядела совершенно иначе, чем, когда средством стало письмо. “Азбука и книгопечатание поддерживали и поощряли процесс разъединения, специализации и обособления”.

2. Маклюэн первым начал исследовать феномен электронных коммуникаций и социокультурных последствий, которые они вызывают. Он установил, что электронные коммуникации, как и вся электронная техника в целом, порождают новые формы социальной и личной жизни. Если письмо поощряло разъединение и специализацию, то электронные медиа поощряют процесс объединения и спутывания.

3. Человек, сидящий перед телевизором, больше не воспринимает мир логически и линейно, он не читает его как книгу, но рассматривает как мозаику. Реальность, с которой имеет дело телевизионный человек, устроена так, что прежние пространственные, временные, культурные и прочие пределы здесь отсутствуют. “Сегодняшнее телевизионное дитя настроено на самые последние взрослые новости — инфляцию, бунты, войну, налоги, преступления, на красоток в купальниках — и сбито с толку, когда вступает в среду XIX века, которая все еще характеризует учебное заведение, где информация скудна, но упорядочена и построена по отдельным классификационным планам, темам и графикам. Эта среда по своей сущности более похожа на любую фабричную структуру с ее инвентарем и сборочным конвейером”.

4. Маклюэн трактовал средства коммуникации как продолжение телесных органов и чувств человека. Слово и письмо позволяли экстериоризировать лишь отдельные органические способности и чувственные реальности (слух, взгляд). С появлением электронных медиа происходит вынесение всех чувственных способностей далеко за пределы человеческого тела. Вся нервная система выносится наружу и начинает совпадать с целым миром. Телезрители, имея дело с одинаковыми образами, повсеместно испытывают одни и те же чувства, реакции, мысли. Пространство и время перестало быть преградой для понимания.

5. В концепции электронного коттеджа, предложенной Олвином Тоффлером, описывается особый тип человеческого жилища, сущностно характерный для эпохи господства электронных коммуникаций. Тоффлер трактует его как идеальный дом, предназначенный для того, чтобы быть одновременно местом проживания семьи, высокотехнологичным рабочим местом и учебным классом, откуда с помощью компьютеризированных коммуникаций можно связываться и с работодателем (электронное надомничество), и с научной библиотекой (дистантное обучение). Подвергая критике концепцию Тоффлера, мы указали, что планомерное осуществление информатизации человеческой жизни приводит к тому, что дом, насыщенный телекоммуникационной аппаратурой, становится также и больницей, тюрьмой и полем боя (Михель Д. В. Тело, территория, технология. Саратов, 2000).

6. Проблема электронных коммуникаций сегодня перерастает в проблематику телетехнологий. Под телетехнологиями следует понимать широкий комплекс электронных средств, призванных осуществлять разнообразную работу по мгновенному переносу на любое расстояние в пределах земли многопрофильных сообщений, управляющих сигналов и социально значимых сегментов телесного присутствия. Компьютеризированные телетехнологии рубежа ХХ и XXI веков перестали быть просто средством сообщения, демонстрируя, что они могут быть оперативным инструментом преобразования известной нам реальности.

7. Обратимся к примерам. Телеграф как самый первый тип электронных медиа был средством монопрофильного сообщения. Он поддерживал работу очень узкого канала связи, работающего в режиме передачи линейно-точечных сообщений (точки и тире). Телефон позволил поддерживать голосовую коммуникацию. Видеотелефон становится примером многопрофильного средства, позволяющего обмениваться на любом расстоянии голосовыми и видеосообщениями. Но еще более универсальным средством многопрофильной коммуникации обещает стать Интернет, который начал преобразовываться в подлинное киберпространство, после того как был создан новый трехмерный интерфейс Gopher (VR-Gopher). Этот тип интерфейса уже не ограничивается обычной командной строкой, но позволяет человеку “выходить” в Сеть, поддерживая возможности акустического и визуального контакта (Реальность начинает исчезать. Интервью Игоря Левина с Олегом Филюком // Computerworld Россия. 1996. №41).

8. Война в Персидском заливе и натовские бомбардировки Сербии показали, что телетехнологии становятся важнейшим средством преобразования реальности. Телеуправляемые ракеты, электронные помехи, выводящие из строя наземные системы ПВО, заражение вирусами компьютеров командного центра противника, — это лишь некоторые примеры прямого телетехнологического воздействия на реальность, которое было применено в военных целях. Отметим также, что свою роль в этот процесс внесли спутники-шпионы и система глобальных теленовостей CNN, которые обеспечили миллионам людей возможность совершенно безопасного присутствия на самом переднем крае военных действий. Война перенеслась на телеэкраны и компьютерные мониторы. Было создано особое стерильное пространство наблюдения, которое на свой лад заменило реальное пространство и время с присущими им событийностью и глубиной переживаний.

9. Слияние телетехнологий с системами симуляции виртуальной реальности, использование мощных графических интерфейсов типа Gopher и специального оборудования для передачи тактильных сообщений (виртуальные очки, перчатки и костюмы) выдвинули также и вопрос о феномене телесного телеприсутствия. Человеческое тело в его наиболее социально значимых проявлениях оказалось вовлечено в мир киберпространства, где получило возможность выполнять целый ряд различных операций — прыгать, плавать, драться, заниматься сексом и т. д.

10. Мы показали, что особым эффектом развития современных телетехнологий является процесс иммобилизации реального тела и формирование дигитальной телесности. Исторически существуют уже четыре формации дигитальных тел. Во-первых, тела-данные, которые культивировались методами бюрократической регистрации и статистики эпохи модерна. Во-вторых, тела-сообщения, которые были сфабрикованы технологиями эпохи первых персональных компьютеров и существовали в сфере электронной почты и интернетовских чатов. В-третьих, тела-эмуляции, созданные посредством видеотелефонов и двумерных компьютерных интерфейсов, сделавших компьютер средством оперативного общения. В-четвертых, тела-интерфейсы, представляющие собой некие телесно-компьютерные амальгамы и созданные посредством симуляторов виртуальной реальности и специального телекоммуникационного оборудования.

11. Лишь четвертая формация дигитальных тел позволяет говорить о возможности полномасштабного вовлечения человеческой телесности в киберпространство, то есть не только о телеприсутствии, но и телепортации. Но подобного рода телепортация влечет за собой дезинтеграцию реального тела, телесное раздвоение и разрушает многовековой опыт восприятия, согласно которому существует одна единственная реальность, данная нам в ощущениях.

12. Марк Песке и его коллеги анализировали, как происходит процесс утраты реальности человеком, который пользуется специальным виртуальным оборудованием. Человек, который видел мир одновременно и обычными глазами, и с помощью телекамеры, одетой на голову, начинал в своем восприятии расщеплять мир на две части, путая между собой реальное и виртуальное измерение реальности. При этом человек обретал две самости, два тела, две среды обитания, вынужденный решать сложные проблемы, касающиеся навигации в пространстве. Было отмечено, что продолжительное пребывание в искусственно созданной виртуальной реальности, заставляло человека разделять свои чувства, а, следовательно, разделять свое место присутствия. С исчезновением этого единственного места присутствия (здесь-бытие), мир, который собирался вокруг него тоже начинал исчезать. Вместо этого появлялись новые миры, подобные реальности мифа, где не действуют законы логического мышления, нет строгих различий между “здесь” и “там”, “верхом” и “низом” и пр.

13. Поль Вирильо, анализируя те же проблемы, что и Песке, задался вопросом о навигации относительно реальности. Он показал, что базовыми органами европейского человека долгое время были компас и хронометр. Они позволяли ему ориентироваться в пространстве и времени. С появлением систем создания виртуальной реальности (реальностей) возникает вопрос о том, каким навигационным оборудованием следует пользоваться внутри кибернетической среды. Иначе говоря, вопрос о приборе, который позволит человеку знать, в какой из реальностей он находится, а также вопрос о кнопке, которая позволит ему возвращаться в базовую реальность.

14. Наш вопрос заключается в том, чтобы выяснить принципиальное различие между базовой реальностью и виртуальной реальностью.

На наш взгляд, базовая реальность на рубеже ХХ и XXI веков — это реальность упорядоченных различий, созданных городской индустриальной цивилизацией, тогда как виртуальная реальность — это реальность смещений и мутирующих различий, порождаемых телетехнологической средой.

А) Пространственный аспект базовой реальности образует пространство мест, строго различимых между собой. Виртуальная реальность, создаваемая телетехнологиями, представляет собой пространство потоков (термин Мануэля Кастельса).

Б) Временной аспект базовой реальности образует механически ритмизированное время (время актов), отличающееся от вневременного виртуального времени глобальных телекоммуникаций, характеризующегося аритмией, нелинейностью, анахроничностью.

В) Экзистенциальный аспект базовой реальности образуется строгим различием между жизнью и смертью, возникновением и исчезновением, накоплением и растратой. Виртуальная реальность — это реальность симулированных смертей и рождений, реальность инсталляций и копирования, загрузки и архиваций, заражений и лечений, фрагментаций и дефрагментаций.

Г) Социокультурный аспект базовой реальности образует система расовых, половых, возрастных, органических и психических различий, вписанных в реальность человеческого тела и среды его обитания. Базовая реальность опирается на социум упорядоченных социальных страт и связанную с ним культуру предписанных воплощений. Виртуальная реальность заменяет этот аспект технологизированным миром, предполагающим возможность смешения всех названных различий или их полную отмену. Социокультурный аспект виртуальной реальности — это социум киборгов, мутантов, клонов, искусственных существ и связанная с ним культура перевоплощений.